Поэты не умирают
«В начале тридцатых годов Павел Васильев производил на меня впечатление приблизительно того же поряд ка, как в свое время, раньше, при первом знакомстве с ними, Есенин и Маяковский. Он был сравним с ними, в особенности с Есениным, творческой выразительностью и силой своего дара, и безмерно много обещал, потому что в отличие от трагической взвинченности, внутренне укоротившей жизнь последних, с холодным спокойствием владел и распоряжался своими природными задатками. У него было то яркое, стремительное и счастливое воображение, без которого не бывает большой поэзии, и примеров которого в такой мере я уже больше не встречал ни у кого за все истекшие после его смерти годы. Помимо печатавшихся его вещей («Соляной бунт» и отдельных стихотворений), вероятный интерес и цену должно представлять все то, что от него осталось».
Борис Пастернак.
К 85-летнему юбилею Павла Васильева Павлодар готовился основательно. На месте старого ветхого дома, где прошли детские годы поэта, был возведен мемориальный Дом-музей. В библиотеках, школах, институтах многое делалось по пропаганде творчества Павла Васильева, ведь его имени до сих пор нет в школьных учебниках…
В город на Иртыше пришло немало весьма интересных писем из ближнего и дальнего зарубежья. В частности, Вячеслав Завалишин, известный литератор, лично знавший поэта, написал из Нью-Йорка. Он просил сообщить, как павлодарцы чтят своего замечательного земляка, выслал номер газеты «Единение», выходящей на русском языке в Австралии, в которой была опубликована его статья, посвященная жизни и творчеству Павла Васильева. В. Завалишин рассказал австралийским читателям, как в казахстанском городе отмечаются дни рождения поэта (на основании высылаемых ему из Павлодара материалов, вырезок из областной газеты «Звезда Прииртышья»). Много добрых слов сказано в статье о Лидии Григорьевне Бунеевой, директоре Дома-музея, настоящем энтузиасте, исследователе творчества П. Васильева, «которая много сделала для увековечения памяти поэта, злодейски убиенного в сталинском застенке…»
Донат Мечик, друг юности Павла Васильева, тоже живущий ныне в Нью-Йорке, прислал в адрес фонда П. Васильева сто долларов.
На юбилейные торжества в честь поэта приехала в Павлодар из Рязани его дочь Наталья Павловна Васильева-Фурман и его родной младший брат Виктор Николаевич из Омска.
В этих заметках я хочу не только рассказать о тех волнующих и незабываемых встречах, мероприятиях, прошедших в Павлодаре, но и дать возможность читателю вспомнить, а, может быть, и впервые прочесть многие прекрасные строки Павла Васильева.
«ДЕВУШКА СО СТРОГИМИ БРОВЯМИ»
Так мы идем с тобой и балагурим.
Любимая! Легка твоя рука!
С покатых крыш церквей,
казарм и тюрем
Слетают голуби и облака…
Перед этим одним из лучших лирических стихотворений Павла Васильева стоит посвящение — Гале Анучиной
… И самой лучшей из моих находок
Не ты ль была? Тебя ли я нашел,
Как звонкую подкову на дороге,
Поруку счастья?
Д. Андреев писал о том, что женщина, которая вдохновила поэта на прекрасные стихи, сама достойна памяти потомков. О такой женщине и рассказывала на встречах с павлодарцами Наталья Павловна Васильева-Фурман, дочь поэта и Галины Анучиной.
Образ этой женщины в поэзии Васильева, конечно, ждет еще своих исследователей, литературоведов. Какие прекрасные строки написаны о ней:
Вся ситцевая, летняя, приснись.
Твое позабываемое имя
Отыщется одно между другими.
Таится в нем немеркнущая жизнь…
Самая первая встреча в дни юбилейных васильевских чтений прошла у Натальи Павловны 20 декабря 1994 года в центральной детской библиотеке им. Гайдара. Она рассказала историю знакомства и любви своих родителей. Познакомила их старшая сестра Галины — Евгения Анучина, впоследствии известный литератор, драматург. Как вспоминала потом Галина Николаевна: «Я полюбила его сразу. Он был красив и писал прекрасные стихи». Видимо, чувство было взаимным. В Омске говорили: «Красива, как младшая Анучина…» Да, впрочем, какие еще нужны свидетельства, когда есть стихи: «Ягодка-смородинка, над губою родинка…»
Своего отца Наталья Павловна, конечно, не помнит. В пятимесячном возрасте он держал ее на руках, когда в августе 33-го года мать приехала к мужу в Москву. «Пашка в ангельском виде!» — так отзывались о маленькой Наталье друзья поэта. Жить молодой семье было негде, ребенка кормить нечем. На несколько дней приютила знакомая Е.Ф. Усиевич. А потом Павел проводил жену в Омск. Наверное, еще раньше он знал, что расстаются они навсегда:
Не добраться к тебе! На чужом берегу
Я останусь один, чтобы песня окрепла,
Все равно в этом гиблом, пропащем снегу
Я тебя дорисую хоть дымом, хоть пеплом…
Ради этого — «чтобы песня окрепла», чтобы стать первым поэтом России, Васильев оставался в Москве. И слава его росла, и приходило признание, и другие женщины окружали его. А образ Галины вновь и вновь возникал в стихах. В 1934 году в газете «Известия» было напечатано стихотворение Павла Васильева «Иртыш», ставшее сейчас почти хрестоматийным: «Камыш высок, осока высока…» Последние строки посвящены, без сомнения, Галине Анучиной:
Я б с милой тоже
повстречаться рад —
Вновь распознать забытые в разлуке,
Из-под ресниц позолоченный взгляд,
Ее волос могучий перекат
И зноем зацелованные руки.
Чтоб про других шепнула: «Не вини…»
Чтоб губ от губ моих не отрывала,
Чтоб свадебные горькие огни
Ночь на баржах печально зажигала.
Чтобы Иртыш, меж рек иных скиталец,
Смыл тихий груз накопленной вины,
Чтоб вместо слез на лицах оставались
Лишь яростные брызги от волны!
Рассказала Наталья Павловна о дальнейшей судьбе матери. После переезда в Новосибирск и до пенсии она работала в деревообделочном цехе завода имени Чкалова. Жили трудно, бедно. В памяти Натальи Павловны сохранился такой эпизод: в годы войны мама бежала кросс, и за победу ей дали два пирожка. Вкуснее не было ничего на свете… В школьной характеристике Наташи Васильевой было записано: «Очень способная. Самая бедная девочка в классе». У матери от постоянного недоедания была дистрофия, лежала в больнице… Немного было радостей в жизни. Замуж больше не выходила. Умерла она от рака пищевода в 57 лет.
«КАК ТЫ ПОХОЖА НА ОТЦА…»
На следующий день в Павлодар приехали и другие гости торжества: младший брат поэта Виктор Николаевич Васильев из Омска, вместе с ним — поэт, член Союза писателей России, автор 12 поэтических сборников Владимир Балачан, стихотворение которого «Хлеб — всему голова» стало любимой в народе песней.
На встрече в Индустриальной районной администрации города Наталья Павловна поведала о том, как открывала для себя стихи отца. Ведь его расстреляли, когда ей было четыре года. Ни в одном учебнике литературы даже не упоминалось о Васильеве. Только в 56-м году, когда поэт был посмертно реабилитирован, начали появляться в печати его произведения, а имя — возрождаться из небытия. Летом 1956 года Наталья Васильева, тогда студентка МАИ, жила у тетки в Переделкино. Встречалась там с Варламом Шаламовым, Борисом Пастернаком. Варлам Шаламов, 20 лет отсидевший в лагерях, внешне серый, больной человек, все пытался поговорить с Натальей. «Сколько добрых слов сказал он о моем отце, а я все бежала куда-то, толком и не слушала, — сокрушается Наталья Павловна. — Шаламов преклонялся перед талантом отца». Однажды он прочитал Наташе строчки из «Стихов в честь Натальи», до того не публиковавшиеся, и спросил, как она думает — чьи это стихи. «Наверное, ваши», — беспечно ответила девчушка. «Нет, Наташа, так написать мог только один человек на свете — твой отец…»
В августовском номере журнала «Октябрь» за 1956-й год вышла поэма Васильева «Христолюбовские ситцы», при жизни поэта не публиковавшаяся. Борис Леонидович Пастернак встретил Наталью на тропинке в Переделкино, схватил ее за руки: «Наташенька, я всю ночь читал стихи и плакал…» Слезы были на его глазах. Часто при встречах Пастернак гладил ее по голове и говорил: «Наташенька, как ты похожа на отца…»
Именно в это лето Евгения Анучина попросила Бориса Леонидовича написать несколько строк о Павле Васильеве. Тогда и появились эти замечательные слова: «Безмерно много обещал…»
О себе Наталья Павловна говорила немного: после окончания института уехала по распределению в Рязань, работала до пенсии преподавателем техникума. Сейчас все свободное время посвящает пропаганде творчества отца, часто выступает на встречах с читателями.
В семейном архиве сохранилось 12 писем и одна телеграмма, присланные поэтом Галине Анучиной. В планах дочери — написать книгу о жизни и любви родителей. У Натальи Павловны две взрослые дочери, внучка Аленушка.
Дочь поэта выразила огромную благодарность всем павлодарцам за то, что делается в городе для увековечения памяти отца. «Я верю — сказала она, — что Павлодар вскоре станет литературной Меккой, куда будут приезжать поэты и писатели со всего мира, и верю, что павлодарцы помогут поднять имя Павла Васильева на должную высоту!»
В БИБЛИОТЕКЕ, НОСЯЩЕЙ ЕГО ИМЯ
Интересной была встреча в центральной городской библиотеке Павлодара, носящей имя Павла Васильева. Именно здесь начинался «поэтический марафон» — месячник, посвященный юбилею поэта-земляка. Надо сказать, что огромную работу провели все библиотеки города, в них проходили встречи с членами литобъединения им. Павла Васильева, с сотрудниками Дома-музея поэта, везде были оформлены стенды, выставки. Благодаря незаметному и кропотливому труду библиотекарей все больше становится в Павлодаре почитателей таланта поэта.
На эту встречу пришли члены литературного объединения, директора городских библиотек, старшеклассники, солдаты из воинской части.
Виктор Николаевич Васильев рассказал о трагически сложившейся судьбе семьи. Их было четыре брата. После ареста Павла репрессиям подверглись и другие. Арестовали отца. Один брат погиб в лагере, другой затем на фронте. Виктор Николаевич тоже воевал, в 43-м был арестован как сын и брат «врагов народа», отсидел десять лет «от звонка до звонка». В.Н. Васильев — член Союза писателей, пишет прозу и стихи. С некоторыми своими произведениями он познакомил собравшихся, читал он и стихи брата.
На вечере говорилось и о том, что приметы Северного Казахстана, знакомые каждому из нас географические названия щедро «рассыпаны» по стихам и поэмам П. Васильева. Не говоря уже о названиях стихотворений — «Павлодар», «Семипалатинск», «Бахча под Семипалатинском», «Иртыш», «По Иртышу», «Там, где течет Иртыш»… А знаменитая «Ярмарка в Куяндах»:
Над степями плывут орлы
От Тобола на Каркаралы,
И баранов пышны отары
Поворачивают к Атбасару…
Никто еще не считал, сколько раз повторяется в прекрасных строках Павла Васильева имя его любимого города. Я нашла такие упоминания:
Если он пройдет Павлодар
И в полынях здесь не запутается,
Если ои взволнует Балхаш
И в рябой воде не утонет,
Если даже море Арал
Ему глаз камышом не выколет, —
Все равно завязнут его копыта
В седых песках Кзыл-Куум! Ое-й!
… Мы забыли, где Каркаралы,
Мы забыли, где наш аул.
Мы забыли, где Павлодар.
(«Охота с беркутами».)
… Ты спознай, что твой соколик
Сбился где-нибудь в пути.
Не ему во тьме собольей
Губы теплые найти!
Не ему по вехам старым
Отыскать заветный путь.
В хуторах под Павлодаром
Колдовским дышать угаром
И в твоих глазах тонуть!
(«Песня».)
Я знал тебя от ржавых плотин
И до скобы железной,
До самых купецких
рябых полтин,
Губернский город Семипалатинск
И Павлодар уездный…
(«Провинция — периферия».)
Часты и упоминания райцентров Павлодарской области, ее соленых озер:
… Муялды, Баян-Коль, Кара-Коль,
Рыжая рябь песка.
Бела соль, не сладка соль.
Чиста соль. Горька! Горька!
(«Соляной бунт».)
… Из под самого Иртышска
Под безголосой дугой
Прибыл вовремя в Черлак-град
Столь не виданный, дорогой
Евстигнея Яркова
Родимый брат.
(«Кулаки».)
Багровою сиренью набухал
Купецкий город, город ястребиный,
Курганный ветер шел по Иртышу.
Он выветрил амбары и лабазы,
Он гнал гусей теченью вопреки
От Урлютюпа к Усть-Каменогору…
( «Глафира».)
Особенно много таких узнаваемых «географических точек» в «Песне о гибели казачьего войска».
Разве что под Кокчетавом
верблюд кричит,
Разве что идут
Плоты по Усолке,
Разве что на них
Петушиные перья костров речных…
…Песок на угорьях шершав
и лыс,
Лебяжье, Черлак да Гусиная Пристань.
Острог-на-Березах до Тополев Мыс.
… Далеко отсюдова Красный Яр,
За густыми вьюгами Павлодар.
Желтые пески, зеленые воды
Да гусями белыми пароходы.
Сторонушка степная, речная,
овражья,
Прииртышские станицы Черлак и Лебяжье.
Прииртышские станицы — золото закатное,
Округ Омска, Павлодара, округ
Семипалатного.
«…ТАК ВКЛАДЫВАЙ, О СТЕПЬ,
В СЫНОВЬЮ РУКУ
КРИВОЕ ЯСТРЕБИНОЕ ПЕРО»
Заметным явлением в жизни города стало открытие в павлодарской школе № 9 литературного музея. Во время Васильевских чтений здесь каждый день проходили «часы поэзии». И вот — достойное завершение большой работы по изучению творчества поэта.
Виктор Николаевич Васильев разрезал красную ленточкy, и гости вошли в просторную комнату. Здесь оформлены стенды «Павлодар 10-20-х годов», «Казахстан в поэзии П. Васильева», «Семья Васильевых», «Современники Павла Васильева». Оформлена композиция «В казахской юрте» — в такой обстановке мог сидеть в гостях и наверняка бывал мальчишкой Павел. Рассказывается на стендах школьного музея и о жизни области, о деятельности литературного объединения, творчестве местных поэтов и писателей.
Директор школы М.Н. Филинская попросила гостей оставить свои автографы в книге почетных посетителей, а потом пригласила всех в актовый зал. Если на большинстве встреч Виктору Николаевичу и Наталье Павловне приходилось очень много говорить, то здесь им предоставилась возможность самим послушать, посмотреть прекрасное театрализованное представление, подготовленное учащимися под руководством заслуженной артистки Казахстана Н.М. Запрудневой. Нина Матвеевна и начала этот вечер стихами Павла Васильева:
Родительница степь, прими мою
Окрашенную сердца жаркой кровью
Степную песнь! Склонившись к изголовью
Всех трав твоих, одну тебя пою!
К певучему я обращаюсь звуку,
Его не потускнеет серебро,
Так вкладывай, о степь, в сыновью руку
Кривое ястребиное перо.
А потом перед зрителями предстали сцены из жизни поэта. Вот подруга детства Павла Ираида Пшеницына читает его письма… Вот Елена Васильева-Вялова, вторая жена поэта, рассказывает о подробностях его ареста… Скуластая, хрупкая, рыженькая дочь Наталья со сцены говорит об отце («настоящая» Наталья Павловна в это время слушает ее в зале). Были инсценированы фрагменты из поэмы «Соляной бунт».
Прозвучали две песни на стихи Павла Васильева — «Сердце» и «Не добраться к тебе…» (музыку написал преподаватель школы Г.А. Белов). А когда читались строки, посвященные Галине Анучиной:
… Я над теплой губой обозначу пушок.
Горсти снега оставлю в прическе — и все же
Ты похожею будешь на дальний дымок,
На старинные песни, на счастье похожа!
— как ни сдерживалась Наталья Павловна, но слезы катились по ее щекам.
Потом гостей пригласили на сцену, и они сказали много добрых слов в адрес организаторов этого праздника.
А главным событием этого дня стала премьера документального фильма «Поэт Павел Васильев», — кинокартину привез в Павлодар автор, известный казахстанский кинорежиссер Владимир Татенко.
Перед показом фильма в актовом зале музыкального училища член литобъединения М.Г. Динерштейн вспомнил о прекрасной традиции, которая была в Павлодаре в 60-е годы — дни рождения Павла Васильева отмечались в театре имени Чехова, это были большие поэтические вечера, зал всегда был переполнен, и за квартал до тeaтра спрашивали лишний билетик… Вспомнил Марат Григорьевич о своих встречах с Еленой Вяловой-Васильевой. Эта героическая женщина, как жена «врага народа», 18 лет пробыла в лагерях. М.Г. Динерштейн прочел со сцены стихотворение Павла Васильева «Любимая» (посвящение — Елене). Когда Елена Вялова-Васильева приезжала в Павлодар на 80-летие Павла Васильева, Марат Григорьевич читал это стихотворение перед ней и, по его словам, страшно волновался. Волновался он и в этот раз, декламируя васильевские строки:
Слава Богу,
Я пока собственность имею:
Квартиру, ботинки,
Горсть табака.
Я пока владею
Рукою твоею,
Любовью твоей
Владею пока.
И пускай попробует
Покуситься
На тебя
Мой недруг, друг
Иль сосед, —
Легче ему выкрасть
Волчат у волчицы,
Чем тебя у меня,
Мой свет, мой свет!..
Владимир Пантелеевич Татенко рассказал о том, как создавался фильм о поэте. Выделило деньги на эту ленту еще Госкино, но тут распался Союз, началась неразбериха, в общем, снимался фильм нелегко, по кусочкам. В 1992 году съемки велись в Павлодаре, тогда из Омска специально приезжал Виктор Николаевич Васильев. Зрители увидели его в фильме на крыльце отчего дома, читающим стихи Павла. Есть и запись беседы с дочерью поэта. Снимались в фильме члены литературного объединения им. П. Васильева, его председатель Татьяна Окольничья. Большое место в киноленте занимает беседа с павлодарским художником Виктором Поликарповым. Его графические работы по мотивам произведений поэта настолько передают сам дух васильевской поэзии, ее мощь, образность, динамику, что лучшего иллюстратора стихов Павла Васильева искать было не надо…
Но, конечно, самой лучшей иллюстрацией к творениям поэта стала в фильме сама природа Прииртышья: высокий берег Иртыша, неторопливые волны реки, ковыльная степь, старые улочки Павлодара… Краски яркого тоя и азарт байги дополнили «Ярмарку в Куяндах»:
Сто коней разметало дых —
Белой масти густой мороз,
И на скрученных лбах у них
Сто широких буланых звезд…
Съемки фильма велись в Москве, в Переделкино. Расказывают о поэте Сергей Поделков, Лев Озеров. Свидетельства собраны бесценные. Но еще больше, по словам режиссера, не вошло в киноленту.
В феврале 90-го года Татенко поехал в Москву заснять жену поэта Е. Вялову-Васильеву. Не успел буквально на день… Снимал похороны Елены Александровны. Не вошли в фильм записи бесед с кинорежиссером Андреем Кончаловским, критиком Сергеем Куняевым, другом детства П. Васильева Юрием Пшенициным.
Видеокассету с двухчасовой записью кадров, не вошедших в фильм, В.П. Татенко подарил Дому-музею поэта.
Во время Васильевских чтений в Павлодаре Наталья Павловна не раз повторяла свое пожелание: «Я хочу, чтоб на этих чтениях мы не грустили, а читали его жизнерадостные, свободолюбивые стихи. Отец всегда был оптимистом, жизнелюбом, как бы жизнь ни била его…» Фильм Татенко соответствует этому пожеланию. Есть в нем, конечно, и горечь, и грусть, но в целом он очень светлый и жизнеутверждающий. Вновь и вновь звучат в нем бессмертные строки Павла Васильева:
Нам, как подарки, суждены
И смерти круговые чаши,
И первый проблеск седины,
И первые морщины наши.
Но посмотри на этот пруд —
Здесь будет лед, а он в купавах.
И яблони, когда цветут,
Не думают о листьях ржавых…
«ТАК ВОТ ГДЕ НАЧИНАЛАСЬ
ЖИЗНЬ МОЯ!»
23 декабря 1909 года (по старому стилю) в небольшом уездном городке 3айсане родился мальчик, родители которого — Николай Корнилович Васильев и Глафира Матвеевнa (в девичестве Ржанникова) — назвали Павлом… Детство и отрочество прошли в Павлодаре. Но, наверное, ни мать, ни отец не мечтали о том, что в конце двадцатого столетия в этом преобразившемся городе будут широко праздноваться юбилеи их сына, а на месте их старого дома поднимется мемориальный Дом-музей. Может быть, в это верил только сам Павел, предвидя будущее, как всякий великий поэт:
Суждено мне неуемной песней
В этом мире новом прозвенеть…
…И вот, наконец, самое волнующее событие торжеств — открытие Дома-музея поэта по улице Чернышевского, 121.
Так вот где начиналась жизнь моя!
Здесь канареечные половицы
Поют легонько, рыщет свет лампад,
В углах подвешен. Книга «Жития
Святых», псалмы. И полога из ситца.
Так вот где жил я двадцать лет назад!
Вот так, лишь только выйдешь на крыльцо,
Спокойный ветер хлынет от завозен, —
Тяжелый запах сбруи u пшениц…
О, весен шум и осени винцо!
Был здесь январь, как горностай, морозен,
А лето жарче и красней лисиц…
3десь, недалеко от Иртыша и нынешней православной церкви, прошли детские годы Павла, здесь родился он как поэт, отсюда в 16 лет шагнул в большую жизнь – навстречу славе, смерти — и бессмертию.
Возле вновь отстроенного дома собрались павлодарцы, почитатели таланта поэта-земляка, местные литераторы, журналисты.
И вот уже вручен символический ключ от музея, которому накануне по решению министерства культуры был придан статус «Мемориальный дом-усадьба поэта Павла Васильева».
Снято белое покрывало с бюста поэта, и взору открылся юный Павел, глядящий на Иртыш. К памятнику возложили цветы, а затем гости стали первыми посетителями этого музея.
Не матери родят нас — дом родит.
Трещит в крестцах, и горестно рожденье
В печном дыму и лепете огня.
Дом в ноздри дышит нам,
не торопясь растит.
И вслед ему мы повторяем мненье
О мире, о значенье бытия.
Здесь первая пугливая звезда
Глядит в окно к нам, первый гром грохочет.
Дед учит нас припрятать про запас.
Дом пестует, спокойный, как всегда.
И если глух, то слушать слез не хочет.
Ласкает ветвью, розгой лупит нас.
И все ж мы помним бисеры зимы,
Апрель в ручьях, ворон одежду вдовью,
И сеновалы, и собак цепных,
И улицы, где повстречались мы
С непонятою до сих пор любовью, —
Как ни крути, не позабудем их!
После открытия Дома-музея павлодарцы и гости направились в театр драмы им. Чехова, где прошел торжественный вечер, посвященный юбилею Павла Васильева.
Виктор Николаевич Васильев читал свои стихи о матери, о деде Корниле. Актеры театра показали инсценировку «Вечер в доме Васильевых». Настоящим украшением праздника стало выступление детского фольклорного ансамбля из Аксу «Русские узоры».
Наталья Павловна Васильева-Фурман рассказала, что с середины 80-х годов проходят в Рязани, на родине Сергея Есенина, Васильевские чтения, говорила о преемственности поэтических традиций Есенина и Васильева.
Павлодарский композитор Александр Амосов, который написал уже немало песен на стихи П. Васильева, исполнил две из них — «Стихи в честь Натальи» и «Снегири». При звучании этих строк, написанных поэтом в феврале 1937 года на Лубянке, у многих подступил комок к горлу.
Снегири взлетают красногруды…
Скоро ль, скоро ль на беду мою
Я увижу волчьи изумруды
В нелюдимом северном краю.
Будем мы печальны, одиноки
И пахучи, словно дикий мед.
Незаметно все приблизит сроки,
Седина нам кудри обовьет.
Я скажу тебе тогда, подруга:
«Дни летят, как по ветру листье,
Хорошо, что мы нашли друг друга,
В прежней жизни потерявши все…»
Звучали на вечере и песни, написанные на стихи Васильева павлодарским композитором Владимиром Ширинкиным.
Заместитель председателя правления областного благотворительного фонда Б.В. Исаев подчеркнул, что имена царей не вечны, преходящи, а имена поэтов остаются в истории навсегда. И Павлодар останется в истории литературы городом, подарившим миру прекрасного поэта по имени Павел Васильев.
Председатель павлодарского литературного объединения им. Павла Васильева Татьяна Окольничья рассказала о той роли, которую сыграли члены литобъединения в возрождении имени поэта, изучении его творчества. А начал эту огромную работу приехавший в 1955 году в Павлодар журналист и поэт Сергей Музалевский. Благодаря его поискам, исследованиям имя Павла Васильева становилось в городе все более известным.
Все выступавшие говорили о том, что традиция проведения таких Васильевских вечеров в Павлодаре должна быть возрождена. И мы верим, что так будет!
…Вновь на сцене — словно оживший — Павел (артист Владимир Конради), в рубахе с расстегнутым воротом, с непослушными кудрями. Он обращается к нам. Он прощается с нами. А стихи его остаются:
Друзья., простите за все, в чем был виноват,
Я хотел бы потеплее распрощаться с вами.
Ваши руки стаями на меня летят —
Сизыми голубицами, соколами, лебедями.
Посулила жизнь дороги мне ледяные —
С юностью, как с девушкой, распрощаться у колодца.
Есть такое хорошее слово — родныя,
От него и горюется, и плачется, и поется.
А я его оттаивал и дышал на него,
Я в него вслушивался. И не знал я сладу с ним.
Вы обо мне забудете, — забудьте! Ничего,
Вспомню я о вас, дорогие мои, радостно.
Так бывает на свете — то ли зашумит рожь,
То ли песню за рекой заслышишь, и верится.,
Верится, как собаке, а во что — не поймешь,
Грустное и тяжелое бьется сердце.
Помашите мне платочком за горесть мою,
За то, что смеялся, покуда полыни запах…
Не растут цветы в том дальнем, суровом краю,
Только сосны покачиваются на птичьих лапах.
На далеком милом Севере меня ждут,
Обходят дозором высокие ограды,
Зажигают огни, избы метут,
Собираются гостя дорогого встретить
как надо.
А как его надо — надо его весело:
Без песен, без смеха, чтоб ти-ихо было,
Чтобы только полено в печи потрескивало,
А потом бы его полымем надвое разбило.
Чтобы затейные начались беседы…
Батюшки! Ночи-то в России до чего ж темны,
Попрощайтесь, попрощайтесь, дорогие, со мной – я еду
Собирать тяжелые слезы страны…
1995.