Завершая юбилейный год…
23 декабря — день рождения П. Васильева
Завершая юбилейный год…
Васильевский лауреат
Заканчивается 2010 год – год столетнего юбилея нашего земляка, замечательного русского поэта Павла Васильева. Он начинался большими юбилейными мероприятиями в Павлодаре, продолжился в Москве, Омске, Рязани, Калининграде… На юбилейной конференции в Москве, проходившей в феврале в Литературном институте им. Горького, было объявлено о проведении первого Всероссийского поэтического конкурса имени Павла Васильева «Подымайся, песня, над судьбой!». И вот в конце октября «Литературная газета» сообщила имя лауреата. Им стал известный российский поэт Евгений Чеканов из Ярославля. Он выпускник Литературного института им. Горького (семинар Ю.П. Кузнецова), автор многих поэтических книг, член Союза писателей России. В этом году Е. Чеканов отметил своё 55-летие.
К сожалению, при сегодняшней разобщенности, разъединённости литературного процесса, книгоиздания и книготорговли трудно найти сборник поэта из другого региона (тем более республики), остаётся надеяться на интернет и толстые журналы, в которых Евгений Чеканов печатается. Мне запомнилось его стихотворение «Судный посох», опубликованное в журнале «Наш современник» ещё в 2008 году. Е. Чеканов, как и Павел Васильев в далёкие тридцатые годы прошлого века, передаёт в стихах «нерв времени», размышляя о вечных темах: жизни и смерти, любви и ненависти…
Судный посох
Рано вы строите планы глобальные,
Голой земли короли,
Рано вы тянете башни зеркальные
К небу от голой земли,
Рано вы чванитесь друг перед дружкою
Ночи и дни напролёт.
Раньше управьтесь с убогой старушкою —
Той, что навстречу идёт.
Эту старушку с походкой нетвёрдою
Вы обошли б стороной:
Посох скрипучий, жакетка потёртая,
Тёмный мешок за спиной.
Тихо идёт, никуда не торопится,
Но сквозь бетон и стекло
Входит свободно в роскошные офисы
Всем вашим планам назло.
Всех вы обжулите, всех вы обдурите,
Всех обдерёте вконец.
Но от неё не спасут ни секьюрити,
Ни пересадка сердец.
Входит одна, как положено издавна,
И, отложив посошок,
Тянет к вам руки… И катитесь с визгом вы
В тёмный бездонный мешок.
То-то обидно вам! То-то паскудно вам!
Всё поделили — и вдруг…
Как же спастись вам от посоха судного
И от старушечьих рук?
Как уберечь состоянья наследные
От подступающей тьмы?
Голые вы, короли наши бедные,
Голые вы, как и мы…
Награждение Евгения Чеканова премией имени Павла Васильева состоялось на втором Всероссийском фестивале имени Николая Тряпкина «Неизбывный вертоград», который прошёл в подмосковном Лотошине осенью этого года. На праздничном концерте во второй день фестиваля слушатели тепло принимали выступление творческого тандема народного артиста России Юрия Назарова и артистки Людмилы Мальцевой, хорошо известного павлодарцам. Памятен их приезд в Павлодар на один из Васильевских праздников…
Магия силы
Немало новых публикаций о поэте появилось накануне его столетнего юбилея и в течение юбилейного года (о некоторых из них «Звезда Прииртышья» уже сообщала). Литературоведы всё глубже и основательней исследуют творчество П. Васильева, подмечают особенности и истоки его таланта, пути творческого поиска, тем самым всё прочнее вписывая имя поэта в контекст русской литературы первой половины двадцатого века. Так, недавно вышел из печати второй том книги известного критика, литературоведа Льва Аннинского «Красный век. Эпоха и её поэты». В части третьей этой книги под названием «Засадный полк» (по телеканалу «Культура» прошел цикл авторских фильмов Л. Аннинского с этим названием) есть глава, посвященная Павлу Васильеву. Объёмная статья о поэте называется «Павел Васильев: «Под расстрелянным знаменем, под перекрёстным огнём» (стр.62-87). Здесь и биографические сведения о поэте, и литературоведческий анализ его произведений, и размышления о неповторимости его дарования. Цитируя стихи П. Васильева о деде, Л. Аннинский делает вывод: «Это и есть подлинный Павел Васильев, по лезвию проходящий то сквозь одну, то сквозь другую тему (казаки, кулаки), а по сути погружённый в стихийную природность, в досоциальную, всё и вся сокрушающую, неодолимую энергетику, в магию силы. Это и есть сквозной сюжет его лирики — буйство энергии, ищущей выхода…»
Ещё одно наблюдение Л. Аннинского: «…Великий поэт отличается от среднего честного стихотворца тем, что бьётся над неразрешимыми вопросами. Это — в сверхзадаче. В фактуре же стиха великий поэт отличается от среднечестного стихотворца тем, что не просто описывает с помощью стиха что-то живущее вне стиха, но передаёт жизненное движение самой фактурой стиха. Это движение (у Маяковского — «гул») у Васильева — то ли качельный ухающий мах, то ли намёт коня, то ли лёт облаков, то ли кач волн».
Свою оценку (не бесспорную) лирики П. Васильева даёт известный литературовед Михаил Эпштейн в книге «Стихи и стихии. Природа в русской поэзии 18-20 вв.»: «В целом Васильев создал одну из самых своеобразных и последовательных поэтических концепций природы, где доминируют мотивы «тяжести» и «злости». Некоторые черты поэтического мировоззрения Васильева, его врождённая тяга к дикой пустынной природе русской Азии, хищный склад его лирического героя нашли продолжение в творчестве современного поэта Юрия Кузнецова (1941-2003)…» (А от Кузнецова, заметим, протянулась нить традиций к его ученику Евгению Чеканову).
Другие авторы проводят параллели творчества Павла Васильева и поэтов русской эмиграции: «…Изложение трагической истории казачества в поэме П. Васильева «Песня о гибели казачьего войска» (1929-1930) сродни решению «казачьей» темы в творчестве поэтов эмиграции — парижанина Н. Туроверова и харбинца А. Ачаира.» («История русской литературы 20 века. 20-50-е годы. Литературный процесс», издательство Московского университета).
И, наконец, подробная информация о поэте даётся в новом издании «Большой Российской энциклопедии» (том 4):
«Васильев Павел Николаевич [23.12.1909 (5.1.1910), по другим сведениям, 12 (25). 12. 1910, г. Зайсан Семипалатинской области (ныне Казахстан) — 15 (или 16).7.1937], русский поэт. Родился в семье учителя, выходца из сибирских казаков. Учился в Дальневосточном университете во Владивостоке (не окончил). Первые стихи опубликовал во Владивостокской газете «Красный молодняк» (1926) и в журнале «Сибирские огни» (1927, № 3). Путешествовал по Дальнему Востоку и Сибири, был матросом, золотоискателем. В 1928 году поступил в Высший литературно-художественный институт им. В. Брюсова в Москве. Личность и творчество Васильева вызывали противоречивые оценки: от восторженных (его талант сравнивали с есенинским Р. Ивнев, Б.Л. Пастернак и др.) до крайне негативных. В 1932 году Васильев был арестован по обвинению в причастности к контрреволюционной группе писателей «Сибиряки» (освобождён в том же году). Против Васильева была развернута кампания в печати: статьи изобиловали политическими ярлыками («буржуазный», «кулацкий»), М. Горький назвал Васильева хулиганом (ст. «О литературных забавах», 1934). В июле 1935 г. Васильев был арестован и осужден «за злостное хулиганство» (освобожден весной 1936 г.). Предпринял поездку по Сибири; по возвращении был вновь арестован (6.2.1937) по обвинению в принадлежности к «террористической группе правых». Приговорен к расстрелу 15.7.1937, реабилитирован в 1956 г.
Поэзия Васильева напрямую связана со стилистикой новокрестьянских поэтов, один из которых, С.А. Клычков, утверждал, что творчество Васильева в новокрестьянской поэзии завершило «период романтический» и открыло новый — «героический». Основной жанр Васильева — эпическая поэма: «Соляной бунт» (1933), «Синицын и К» (1934), «Принц Фома», «Кулаки» (обе 1936), изданные посмертно «Песня о гибели казачьего войска» (1928-32; полн. опубл. в 1957) и «Христолюбовские ситцы» (1935-36; опубл. в 1956). Любуясь стихийной силой казачества, Васильев одновременно показывает жестокость этой силы, трагические последствия ее применения. В лирическом наследии Васильева выделяются стихи о любви — проникновенные, яркие, чувственные, насыщенные народной образностью. Автор книг очерков «В золотой разведке» (1930) и «Люди в тайге» (1931); книги переводов «Песни киргиз-казаков» (1932)». [автор — А.Л. Крупчанов].
Конечно, появление такой подробной информации о поэте в главной российской энциклопедии радует, но все же вызывает недоумение разночтение в дате рождения П. Васильева. Уже несколько десятилетий назад была найдена запись в метрической книге Александро-Невской церкви города Зайсана о том, что Павел Николаевич Васильев родился 23 декабря 1909 года (то есть по новому стилю — 5 января 1910 года). Но по прежнему, еще с тех времен, когда имя поэта замалчивалось, неверные даты рождения и смерти кочуют из публикации в публикацию. Недавно даже в таком солидном издании, как «Литературная газета», в рубрике «Памятные даты декабря» сообщалось: «25 декабря — 100 лет со дня рождения Павла Николаевича Васильева (1910-1937), поэта, который за свою короткую жизнь успел окончить среднюю школу в Павлодаре, поступить в университет во Владивостоке, поработать инструктором физкультуры в Новосибирске…» и т. д. («Литературная газета», №№ 47-48, 24-30 ноября 2010 г.). Но — будем и в этом искать положительный момент — можно праздновать день рождения поэта два раза в год, и в январе, и в декабре…
«По указке петь не буду сроду…»
Эти строки из раннего стихотворения Павла Васильева «Письмо» давно стали хрестоматийными, их используют для названия конкурсов и в заголовках статей…
По указке петь не буду сроду,-
Лучше уж навеки замолчать.
Не хочу, чтобы какой-то Родов
Мне указывал, про что писать.
Чудаки! Заставить ли поэта,
Если он — действительно поэт,
Петь по тезисам и по анкетам,
Петь от тезисов и от анкет…
Что же указывал Павлу Васильеву Семён Абрамович Родов (1897-1968) — литературный критик, поэт, который в 30-е годы заведовал отделом литературы и искусства газеты «Советская Сибирь», где начал печатать свои стихи Павел? Может, быть, Васильев лишь «для рифмы» вставил эту фамилию в стихотворение? Хочу рассказать о своей небольшой архивной находке.
Оказывается, в те годы выходило приложение к газете «Советская Сибирь», которое называлось «Неделя Советской Сибири». Эта подшивка за 1927 год хранится в фонде С.А. Родова среди других его документов в Центральном московском архиве-музее личных собраний (ф.288, оп.1, док. 59). Почти в каждом номере приложения печатались литературные заметки, литературные обзоры Родова. И в № 4 (3 июля 1927 г.) мне удалось найти упоминание имени П. Васильева. Эти критические строки, видимо, и послужили поводом «отповеди» поэта критику… Под заголовком «Заметки литературные» Родов обозревает третий номер журнала «Сибирские огни» (май-июнь 1927 г.). В нём, как известно, было опубликовано стихотворение П. Васильева «Рыбаки» — одна из первых публикаций поэта «в большой печати». Критик пишет: «Борьбе с мещанством посвящено прекрасное стихотворение Ларисы Крымской «Провинция»… Но наряду с этими стихами, помещены такие, которые могут быть отнесены к стилизованной и внутренне выхолощенной литературе, несмотря на некоторые внешние эффекты. Таковы на этот раз стихи Павла Васильева и Сергея Маркова…»
И в следующем же номере «Сибирских огней» (№ 4) Павел ответил: «Не хочу, чтобы какой-то Родов…». Правда, после этого поэт, вконец испортив отношения с «Советской Сибирью», вынужден был из Новосибирска уехать. Он поехал сначала в Омск, потом к родителям в Павлодар, а оттуда — покорять Москву…
Этот небольшой штрих не только говорит о характере Павла и сложной литературной обстановке тех лет. Поражает, что ему в тот год было всего 17 лет! И он полноправно и уверенно занял своё место в ряду лучших сибирских поэтов… А в «Неделе Советской Сибири» (№ 9) было ещё одно упоминание имени поэта, в анонсе четвертого номера «Сибирских огней» указывалось, что будут опубликованы «стихи Павла Васильева». Кроме нашумевшего «Письма», журнал напечатает тогда стихотворение «Всё так же мирен листьев тихий шум…», в котором поэт признавался в любви к родным просторам:
Моя Республика, любимая страна,
Раскинутая у закатов,
Всего себя тебе отдам сполна,
Всего себя, ни капельки не спрятав…